Описание
Огромная популярность штрихкодов в Японии привела к тому, что объём информации, зашифрованной в нём, вскоре перестал устраивать индустрию. Японцы начали экспериментировать с новыми способами кодирования небольших объёмов информации в графической картинке.
В отличие от старого штрихкода, который сканируют тонким лучом, QR-код определяется сенсором как двумерное изображение. Три квадрата в углах изображения и меньшие синхронизирующие квадратики по всему коду позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым сенсор относится к поверхности изображения. Точки переводятся в двоичные числа с проверкой по контрольной сумме.
Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона), что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике.
Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:
- цифры — 7089;
- цифры и буквы (включая кириллицу [уточнить] — 4296;
- двоичный код — 2953 байт;
- иероглифы — 1817.
Хотя термин «QR code» является зарегистрированным товарным знаком «DENSO Corporation», использование кодов не облагается никакими лицензионными отчислениями, а сами они описаны и опубликованы в качестве стандартов ISO.
Спецификация QR-кода не описывает формат данных. Наиболее популярные программы просмотра QR-кодов поддерживают такие форматы данных: URL, Закладка в браузер, Email (с темой письма), SMS на номер (c темой), MeCard, vCard, географические координаты.
Также некоторые программы могут распознавать GIF, JPG, PNG или MID файлы меньше 4 КБ и зашифрованный текст, но эти форматы не получили популярности.
Применение
QR-коды больше всего распространены в Японии,
стране, где штрихкоды пользовались такой большой популярностью, что
объём информации, зашифрованной в коде, вскоре перестал устраивать
индустрию. Уже в начале 2000 года
QR-коды получили столь широкое распространение в Японии, что их можно
было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, там
подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в
магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. С помощью
QR-кода даже организовывают различные конкурсы и ролевые игры.
Ведущие японские операторы мобильной связи совместно выпускают под своим
брендом мобильные телефоны со встроенной поддержкой распознавания
QR-кода [3].
В настоящее время QR-код широко распространён в странах Азии (особенно в Японии), постепенно развивается в Европе и Северной Америке. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи — установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д.
Как показало исследование, проведенное компанией comScore в 2011 году, 20 млн жителей США использовали мобильные телефоны для сканирования QR-кодов [4].
В Японии и Австрии QR-коды также используются на кладбищах и содержат информацию об усопшем.[5][6]
QR-коды активно используются музеями[7], а также и в туризме. Например, во Львове (Украина), объединение бизнесменов «Туристическое движение Львова» разместило QR-коды более чем на 80 туристических объектах. Это позволяет индивидуальному туристу легко ориентироваться в городе, даже не зная украинского языка, так как QR-коды установлены на нескольких языках [8][9].
Общая техническая информация
Самый маленький QR-код (версия 1) имеет размер 21×21 пиксель (без учёта полей), самый большой (версия 40) — 177×177 пикселей.
Существует четыре основных кодировки QR-кодов:
- Цифровая: 10 бит на три цифры, до 7089 цифр.
- Алфавитно-цифровая: поддерживаются 10 цифр, буквы от A до Z и несколько спецсимволов. 11 бит на два символа, до 4296 символов
- Байтовая: данные в любой подходящей кодировке (по умолчанию ISO 8859-1), до 2953 байт.
- Кандзи: 13 бит на иероглиф, до 1817 иероглифов.
Также существуют «псевдокодировки»: задание способа кодировки в данных, разбиение длинного сообщения на несколько кодов и т. д.
Для исправления ошибок применяется код Рида-Соломона с 8-битным кодовым словом. Есть четыре уровня избыточности: 7, 15, 25 и 30 %. Благодаря исправлению ошибок, удаётся нанести на QR-код рисунок и всё равно оставить его читаемым.
Чтобы в коде не было элементов, способных запутать сканер, область данных XOR’ится со специальной маской. Корректно работающий кодер должен перепробовать все варианты масок, посчитать штрафные очки для каждой по особым правилам и выбрать самую удачную.
Отдельно существует микроQR-код, ёмкостью до 35 цифр.